Акустические Контрольные Системы

Приборы для неразрушающего контроля металлов, пластмасс, бетона. Разработка, производство, поставка.

(495) 800-74-62

market@acsys.ru

Отчет о проведении обследования железобетонных конструкций моста томографом A1040 MIRA в Италии, г.Рим

Отчет: Загрузить

Продукция: Низкочастотный ультразвуковой томограф А1040 MIRA


30.01.2020, Рим

Цель проведения обследования: Поиск пустот в каналах преднапряженной арматуры.

Объекты обследования: Железобетонная оттяжка моста, коробчатая балка моста.

Дата проведения обследования: 30 января 2020 г.


Принцип действия томографа основан на регистрации отражений ультразвуковых волн от различных несплошностей в объекте контроля. Такой несплошностью может быть как внутренний дефект, например трещина, расслоение или пустота; так и конструктивный элемент: арматура, канал преднапряженной арматуры, противоположная стенка объекта.

Результат контроля представляется в виде трехмерного образа или сечения объекта (B-скан), где разными цветами закодирована амплитуда сигнала, отраженного от каждой точки исследуемого объема. Пример результата приведен на рисунке 1.

Амплитуда отраженного сигнала зависит от соотношения между акустическим импедансом основного материала (бетона) и несплошности. Чем больше эта разница, тем большая часть энергии волны отразится обратно. При падении на границу бетон-воздух отражается практически вся энергия волны, поскольку акустический импеданс воздуха практически равен нулю. Интенсивность отражения от границы бетон-сталь примерно в два раза ниже, поскольку акустические импедансы стали и бетона отличаются не так сильно.

Таким образом, ожидается, что образы пустот в каналах преднапряженной арматуры будут иметь большую амплитуду, чем те зоны, где пустоты отсутствуют.

Результаты контроля


1. Контроль с вертикальной стороны оттяжки.

На поверхности объекта контроля присутствует слой защитной штукатурки толщиной до 3 мм. Поверхность покрытия неровная, возможно наличие участков с отслоением штукатурки от бетона. Внешний вид поверхности приведен на рисунке 2.

Необходимо отметить, что данное покрытие снижает эффективность возбуждения ультразвука и негативно сказывается на результатах контроля. Для снижения его влияния была выбрана пониженная частота ультразвуковых волн – 25 кГц.

Схема установки антенной решетки приведена на рисунке 3.

На рисунке 4 представлен результат контроля в виде трехмерного образа объекта при контроле с вертикальной стороны.

На рисунке 5 представлены образы каналов 1 и 2 на глубине 85-120 мм.

На рисунке 6 представлен образы канала №3 глубине 185-215 мм.

Выводы: при проведении обследования с вертикальной стороны оттяжки удается обнаружить два слоя каналов преднапряженной арматуры. Для увеличения обследуемой глубины рекомендуется удалить слой защитной штукатурки. На обследованном участке не обнаружено участков с возможными пустотами в каналах преднапряженной арматуры.


2. Контроль с горизонтальной (верхней) стороны оттяжки.

Состояние поверхности объекта такое же, как на вертикальной стороне.

До начала проведения обследования были выполнены инспекционные сверления на двух каналах. В одном обнаружены пустоты, во втором – нет.

Схема установки антенной решетки приведена на рисунке 7.

На рисунке 8 представлены образы каналов, в котором отсутствуют пустоты.

На рисунке 9 представлен образы канала, в котором обнаружена пустота.

Выводы: при проведении обследования с горизонтальной стороны оттяжки удалось получить значительно отличающиеся между собой по размеру образы от полностью заполненных каналов и от каналов с пустотами.


3. Контроль участка стены коробчатой балки моста.

На рисунке 10 представлен результат контроля в виде трехмерного образа.

На рисунке 11 представлены образы арматуры на глубине 60 мм.

Интенсивность образов одинаковая, что не позволяет сделать предположений о наличии дефектов в какой-либо зоне.

На рисунке 12 представлены образы двух каналов, расположенных на глубине 160 мм.

Вывод: поскольку интенсивность образа канала №1 значительно превышает интенсивность образа канала №2, возможно предположить наличие пустот в канале №1.